Параплегия и деформация позвоночника у мозамбикского ребенка с болезнью Потта и туберкулезной золотухой

В нашу районную больницу в южном регионе Мозамбика поступил 4-летний мальчик с 3-месячным анамнезом ночных лихорадок, ночной потливости, непродуктивного кашля, потери веса, отека шеи, болей в спине и прогрессирующая деформация спины. За неделю до этого у него появилась слабость во всех конечностях, он не мог ходить.
При осмотре озноб с температурой 39,2°С, втяжение грудной клетки. При аускультации грудной клетки выслушивались хрипы. У мальчика была заметна деформация спины ( рисунок ). При ближайшем рассмотрении его ног обнаружилась слабость и онемение; у него была гипорефлексия. Поднижнечелюстной абсцесс, образовавший свищ на коже, был виден на левой стороне его шеи ( рисунок ). У его бабушки недавно был диагностирован туберкулез, и она лечилась противотуберкулезными препаратами. Мальчик был ВИЧ-отрицательным. Рентгенограмма грудной клетки показала двусторонние паренхиматозные инфильтраты ( рис.) и смещение бронхов (правый бронх имел некоторый стеноз из-за прилежащей внутригрудной лимфаденопатии, а левый бронх — из-за прилежащей субкаринальной лимфаденопатии. Он также показал четко очерченные аномальные параспинальные поражения, совместимые со спондилитом и туберкулезным холодным абсцессом ( рисунок ). КТ сканирование позвоночника пациента показало литическое поражение тел позвонков в основном на уровне Т11, но с вовлечением соседних позвонков на уровне Т10, Т12 и L1 (рисунок) с передним заклиниванием и коллапсом диска ( рисунок ). индукция была отрицательной.
Мы также получили образец абсцесса шеи мальчика с помощью тонкоигольной аспирации; жидкая культура с использованием пробирки индикатора роста микобактерий (Becton Dickinson, США) была положительной на комплекс микобактерий туберкулеза, тем самым четко устанавливая диагноз диссеминированного туберкулеза с болезнью Потта. В соответствии с национальными рекомендациями пациенту был назначен 6-месячный противотуберкулезный курс из четырех препаратов изониазида, рифампицина, этамбутола и пиразинамида без хирургического вмешательства. После завершения лечения наш пациент восстановил способность ходить, хотя осталась деформация спины и рубец после туберкулезной золотухи. Параспинальные поражения также оставались видимыми на рентгенограммах и КТ при последующем наблюдении после противотуберкулезного лечения.
Наш случай подтверждает необходимость своевременной диагностики и лечения туберкулеза позвоночника для снижения вероятности катастрофических последствий таких осложнений, как параплегия. Кроме того, это усиливает потребность медицинских работников в активном поиске всех, особенно детей, имевших контакт со взрослыми, больными туберкулезом: их необходимо обследовать и, при необходимости, начать профилактическое лечение.
Источник: www.thelancet.com/journals/lancet/article/PIIS0140-67361932484-5/fulltext
Перевод: Пономарёв Д.В., Миронова Д.А.
0 комментариев