Причина головокружения, поддающаяся лечению: вестибулярная пароксизмия

Интересный случай: Причина головокружения, поддающаяся лечению: вестибулярная пароксизмия

52-летняя женщина-правша была направлена ​​в нашу клинику с сообщением о спонтанных непредсказуемых эпизодах головокружения в течение 4 лет. Пациента наблюдали дистанционно из-за ограничений, введенных из-за пандемии COVID-19. Она описала эти эпизоды как внезапное ощущение, будто комната вращается в течение 5–40 с; они случались примерно три раза в день, и она не могла определить триггеры. Иногда эпизоды были связаны с тошнотой и рвотой; они также стали причиной ее падения, но не привели к какому-либо нарушению сознания. Пациент не сообщил о визуальных симптомах, шуме в ушах или головной боли. В остальном она была в добром здравии и не принимала регулярных лекарств.
Направление из оториноларингологической клиники через семейного врача сообщило об отрицательном тесте Дикса-Холлпайка и отсутствии улучшения симптомов пациента с помощью пробы Эпли. Направитель диагностировал болезнь Меньера — триаду из шума в ушах, головокружения и потери слуха — и прописал пациентке бетагистин, бендрофлуметиазид и прохлорперазин, но безрезультатно.

При дистанционном осмотре пациент выглядел хорошо, хотя дальнейшее обследование было ограничено, так как не было возможности проверить нистагм.
Лабораторные исследования, ранее назначенные семейным врачом, не показали атипичных результатов — общий анализ крови, почечный профиль и функция печени были в пределах нормы. МРТ головного мозга, проведенная за 1 год до нашей консультации в рамках первичного обследования, показала нормальную паренхиму головного мозга и желудочковую систему. Мы запросили дополнительную МРТ, чтобы включить аксиальные Т2-взвешенные последовательности с высоким разрешением задней черепной ямки; это показало заметную левостороннюю сосудистую петлю, простирающуюся во внутренний слуховой проход и вызывающую компрессию левого восьмого черепного нерва, что согласуется с нашим подозрением на вестибулярную пароксизмию ( рисунок ). Мы прописали пациентке карбамазепин, и она сообщила, что ее симптомы полностью исчезли вскоре после начала лечения.

Вестибулярная пароксизмия является редкой причиной спонтанных, кратковременных и повторяющихся приступов головокружения; эпизоды могут быть значительно инвалидизирующими. Диагноз, как и у нашего пациента, часто остается неустановленным в течение многих лет. Ключевыми особенностями, отличающими вестибулярную пароксизмию от более распространенных причин головокружения, являются спонтанность, краткость и частота. Что касается спонтанности, приступы обычно не вызываются движением головы; синдромы, которые следует учитывать, если приступы вызваны движением головы, включают доброкачественное пароксизмальное позиционное головокружение, центральный позиционный нистагм (вызванный поражением мозжечка и ствола мозга) и синдром охотника за луком (вертебробазилярная недостаточность, возникающая в результате окклюзии позвоночной артерии во время вращения шеи, обычно вследствие шейного спондилеза). Что касается краткости, приступы обычно < 1 мин; Синдромы, которые следует учитывать при продолжительности эпизодов, включают болезнь Меньера (обычно приступы длятся от 20 минут до 12 часов) и вестибулярную мигрень (от 5 минут до 72 часов). И, наконец, по частоте приступы возникают до 30 и более раз в сутки; синдромы, эпизоды которых встречаются реже, включают вертебробазилярные транзиторные ишемические атаки и эпилептическое головокружение.
Хотя вестибулярная пароксизмия встречается нечасто, это состояние, о котором следует знать, поскольку это в высшей степени излечимая причина головокружения, и ее очень легко принять за более распространенные причины. МРТ обычно показывает сосудисто-нервную компрессию восьмого черепного нерва — рентгенологов следует попросить специально искать это.

Источник: www.thelancet.com/journals/lancet/article/PIIS0140-67362301243-6/fulltext
Перевод: Пономарёв Д.В., Миронова Д.А.

0 комментариев

Оставить комментарий