Случай выявления в легких яиц кишечной угрицы (Strongyloides stercoralis) с развивающимися личинками («Strongyloides stercoralis Embryonated Ova in the Lung»)

Интересный случай: Рис. 1

65 летний вьетнамец был госпитализирован с жалобами на постоянную боль в животе и зловонный черный стул. До госпитализации пациенту проводилась терапия глюкокортикоидами в связи с гигантоклеточным артериитом. Эндоскопическое исследование выявило дуоденит с изъявлением duodenum. Течение заболевания осложнялось неоднократно возникавшими эпизодами бактериемии, вызванной представителями кишечной микрофлоры. Пациент был интубирован в связи с нарастанием дыхательной недостаточности (дословно: в связи с увеличением дыхательных усилий «Increased respiratory effort»). В последующем в ходе микробиологического исследования в трахеальном аспирате случайно было обнаружено множество личинок и некоторое количество яиц, содержавших движущиеся личинки. Была установлена видовая принадлежность обнаруженных существ. Они были идентифицированы как кишечные угрицы (Strongyloides stercoralis). На рисунке А представлено яйцо кишечной угрицы, на рисунках В и С рабдитиформные* и филяриевидные личинки, соответственно. При последующих исследованиях кала было обнаружено множество рабдитиформных личинок и некоторое количество взрослых особей (представлены на рисунке D). Стронгилоидоз может хронизоваться и персистировать в течение длительного времени в связи с вялотекущей аутоинфекцией. Хроническое течение может трансформироваться в эпизоды гиперинфекционного синдрома**, при котором личинки, широко распространенные по организму, вызывают полиорганное поражение, особенно выраженное у иммуно — компрометированных лиц (например, при лечении ГКС). Бактериемия может возникнуть из — за повреждения стенки кишечника при миграции паразита из просвета кишечника в кровеносное русло. Очень редко в легких могут быть обнаружены продуцирующие яйца взрослые особи. Поскольку гиперинфекция ассоциирована с высокой смертностью необходимы программы скриннинга по выявлению заражения кишечной угрицей перед началом иммуносупрессивной терапии. Это актуально для районов*** с высоким распространением указанного паразита. Несмотря на этиотропное лечение, пациент скончался от осложнений, связанных с синдромом гиперинфекции.

* Цикл развития данного паразита уникален и включает три фазы: взрослой особи, рабдитиформной (свободноживущей) личинки, филяриевидной личинки. Из кишечника паразит мигрирует в легкие, откуда проникает в гортань и глотку и проглатывается хозяином. С калом выводятся в основном рабдитиформные личинки и мертвые взрослые особи мужского пола, которые погибают сразу после копуляции. Примечание переводчика.
** Гиперинфекционный синдром спицифичен для диссеменированных паразитозов. Он включает в себя 1) лихорадку, 2) боль в животе, 3) метеоризм, 4) изъявление кишечника, 5) сепсис и септический шок, вызванные грам(-) бактериями. Транспульпональная миграция нематод может находить свое выражение в 1) диспное, 2) кашле, 3) кровохарканье. Синдром часто наблюдается у иммуно — компрометированных лиц. Примечание переводчика.
***Странгилоидоз распространён в странах преимущественно с тропическим и субтропическим климатом, в умеренном поясе регистрируются редкие случаи заражения (Молдавия, Украина, южные регионы России). Примечание переводчика.

Lee Schroeder, M.D., Ph.D.
Niaz Banaei, M.D.
Stanford University School of Medicine, Stanford, CA 
niazbanaei@stanford.edu

Источник: www.nejm.org/doi/full/10.1056/NEJMicm1204579#t=article

Перевод: Соломанников В.М.

1 комментарий

avatar
Особое спасибо за разъяснение гиперинфекционного синдрома!

Оставить комментарий