Змееподобная суправенозная гиперпигментация

Интересный случай: Змееподобная суправенозная гиперпигментация
Мужчина, 61 год, с недавно выявленным неоперабельным плоскоклеточным раком пищевода проходил курс индукционной химиотерапии в комбинации цисплатина со фторурацилом, одновременно проводилась лучевая терапия. Применение цисплатина приостановили ввиду ухудшавшихся показателей почек, схему химиотерапии изменили на еженедельные высокие дозы фторурацила и лейковорина. После седьмого курса фторурацила-лейковорина развился тромбоз правой яремной и подключичной вен. Тромбоз препятствовал дальнейшему применению центрального катетера. Восьмой курс фторурацила-лейковорина вливали непрерывно на протяжении 24 часов через периферический катетер, установленный в левом предплечье. Спустя день пациент отметил появление умеренно болезненных высыпаний по ходу вены, в которую вливали химиопрепараты. В течение нескольких дней эритема распространялась проксимально и приобрела коричневый оттенок (обозначения стрелками). Это состояние, известное как змееподобная суправенозная гиперпигментация, — побочный эффект со стороны кожи от внутривенного вливания фторурацила. Предположительно, эффект обусловлен повреждением эндотелия и, как следствие, выходом цитотоксического вещества из сосудов, что приводит к гиперпигментации базального слоя эпидермиса и выбросу дермального меланина. От формирующего сгустки тромбофлебита змееподобная суправенозная гиперпигментация отличается видимыми подкожными сосудами. Другие химиопрепараты, такие как винорельбин, фотемустин, доцетаксел, так же могут давать такую гиперпигментацию. Это осложнение разрешается самостоятельно, его можно профилактировать, по возможности, избегая инфузии указанных веществ, в том числе фторурацила, через периферические катетеры. У пациента из представленного случая гиперпигментация стихла и полностью разрешилась через 2 месяца после диагноза.
www.nejm.org/doi/full/10.1056/NEJMicm0911228

Перевод: Антон Желонкин

0 комментариев

Оставить комментарий