Напряженный гидропневмоперикард после рутинной интубации

Mohammad Ali Ghayumi, Mohammad Javad Fallahi, Seyed Masoom Masoompour, Jamshid Roozbeh
В июне 2014 г пациент 37 лет, с терминальной стадией хронической болезни почек и хроническим уремическим экссудативным перикардитом в анамнезе, поступил в клинику при Shiraz University of Medical Science (Иран) с жалобами на постепенно нарастающую одышку и удушье, возникающее в горизонтальном положении. Четырьмя днями ранее перенес нефрэктомию, выполненную для контроля артериальной гипертензии. На протяжении предшествовавших 9 лет, после попытки трансплантации почки, закончившейся отторжением органа, получал программный гемодиализ по 3 раза в неделю.
При осмотре отмечалась выраженная одышка в покое, частота пульса составляла 102/мин, ЧДД – 20/мин, АД – 110/70 мм Hg, с парадоксальным пульсом – САД на вдохе снижалось на 25 мм Hg. При аускультации легких – слева над нижними отделами выслушивалось бронхиальное дыхание.
При рентгенографии грудной клетки отмечалась кардиомегалия и горизонтальный уровень жидкости на уровне сердца (изображения А и В).

Интересный случай: Напряженный гидропневмоперикард после рутинной интубации

Интересный случай: Напряженный гидропневмоперикард после рутинной интубации
Интересный случай: Напряженный гидропневмоперикард после рутинной интубации

Изображения А и В – рентгенограммы грудной клетки в прямой и боковой проекциях соответственно; отмечается кардиомегалия с горизонтальным уровнем жидкости.
Изображение С – компьютерная томограмма в горизонтальной плоскости; определяется картина гидропневмоперикарда.


При КТ грудной клетки отмечались признаки гидропневмоперикарда (изображение С). При ЭхоКГ определялся массивный перикардиальный выпот, приводивший к увеличению респираторной вариации трансмитрального потока более, чем на 25%, что соответствует диагностическому признаку тампонады сердца.
Выполнено дренирование перикардиальной полости, получено около 1 л серозно-геморрагической жидкости. В посевах аспирата роста не получено, при гистологическом исследовании биоптатов перикарда отмечались только воспалительный изменения острого и хронического характера, фиброз. Послеоперационный период протекал гладко. Спустя две недели, при повторной ЭхоКГ в перикардиальной полости определялось только небольшое количество жидкости.
При контрольном осмотре в декабре 2014 г самочувствие пациента оставалось удовлетворительным, при ЭхоКГ выявлялось незначительное количество жидкости в полости перикарда. При осмотре в марте 2015 г общее состояние также оставалось удовлетворительным, продолжал получать программный гемодиализ в Namazi teaching hospital (Иран).
Причинами возникновения пневмоперикарда обычно являются тупые травмы или проникающие ранения грудной клетки, но иногда это состояние может развиваться после интубации и проведения механической вентиляции легких. Так и в описываемом случае, помимо перенесенной пациентом интубации для ИВЛ при нефрэктомии, каких-либо других возможных предпосылок к возникновению пневмоперикарда выявить не удалось. Изредка, когда такой пневмоперикард накладывается на существовавший ранее перикардиальный выпот, может развиваться напряженный гидропневмоперикард и тампонада сердца, что имело место и в случае описываемого пациента. Рентгенологическая картина бывает сходной с крупной грыжей пищеводного отверстия диафрагмы или заворотом желудка, дифференциальным признаком может служить выявление четко очерченных границ сердечной тени в пределах зоны с горизонтальным уровнем жидкости и воздуха.

Источник: thelancet.com/journals/lancet/article/PIIS0140-6736(15)60028-9/fulltext

0 комментариев

Оставить комментарий